16 ноября исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Михаила Маклярского. О судьбе выдающегося советского чекиста в беседе РИА рассказал эксперт Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Олег Матвеев.
После Великой Отечественной войны Маклярский писал сценарии популярных художественных фильмов, где советские контрразведчики представали интеллектуалами, переигрывающими врага силой мысли, а не приемами рукопашного боя и меткой стрельбой. В сентябре 1947 года вышел фильм «Подвиг разведчика». Советского разведчика Алексея Федотова, заброшенного в тыл врага под именем немецкого офицера Генриха Эккерта, сыграл известный Павел Кадочников.
Олег Матвеев
Олег Матвеев отмечает, что обращение буквально на второй год после окончания войны к такой закрытой теме, как разведка, придало картине дополнительный зрительский интерес, поскольку в те времена данная сфера деятельности была основательно скрыта от общества «за семью печатями».
В фильме Павел Кадочников предстает не суперагентом-боевиком, бесконечно вступающим в перестрелки и силовые единоборства, а в образе разведчика-интеллектуала, переигрывающего врага острым умом, а не умением метко стрелять и быстро бегать. Именно в этом заключается сила картины, снятой задолго до появления англо-американской «бондианы» и других популярных западных кинопроизведений шпионско-детективного жанра.
Олег Матвеев
Лишь немногие знали, что реальным прототипом главного героя фильма стал спецагент под псевдонимом «Колонист», он же Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов. Фильм имел ошеломляющий успех. Только в отечественном кинопрокате его посмотрели около 23 миллионов зрителей. Советские подростки ходили на него не один раз, а для кого-то он стал определяющим в выборе жизненного пути. Многие фразы из фильма стали крылатыми и до сих пор звучат из уст представителей старшего поколения, а создатели картины, в том числе и соавтор сценария Михаил Маклярский были удостоены Сталинской премии
Особо следует отметить личное участие Маклярского в разработке замысла выдающейся оперативной игры с немецким абвером под кодовым названием «Монастырь», которую подчиненные Павла Судоплатова проводили с февраля 1942 по май 1945. Ключевой фигурой операции стал агент СПО НКВД с 1934 года Александр Демьянов («Гейне»), подставленный разведке противника как эмиссар якобы существующей в Москве подпольной прогерманской монархической организации «Престол».
Отработанная Маклярским легенда для ценного агента прошла тщательную проверку в абвере и вплоть до конца войны сформировала доверие к нему. В ходе завязавшейся длительной радиоигры противнику направлялась дезинформация стратегического характера, влиявшая на ход некоторых сражений.
В феврале 1947 года кавалер двух орденов Отечественной войны и двух орденов Красной Звезды 38-летний полковник Маклярский вынужден был уволиться из органов госбезопасности по болезни. А уже в сентябре того же года на экраны страны вышел фильм «Подвиг разведчика».
Читайте полный текст статьи эксперта Национального центра Олега Матвеева — на портале РИА.